Михаил Докукин (trank) wrote,
Михаил Докукин
trank

Проверено на себе: как я работал в магазине «Пятёрочка»

Ежегодно в декабре у работников офиса компании X5RetailGroup (управляет торговыми сетями «Пятёрочка», «Перекресток», «Карусель») есть традиция – выходить в магазины сетей и помогать в работе. Выход в торговую точку называется x5ница, в которой в этом году приняли участие еще и блогеры из 17 регионов России. Я оказался в их числе и не смог отказаться от получения уникального опыта – забыть на время блоги, фотоаппарат, PR и стать нормальным человеком. В этом посте я расскажу о своих ощущениях при выходе из своей зоны комфорта.



Мой рабочий день начался в 9.30. Я как рядовой сотрудник «Пятерочки» получил красную брендированную жилетку, инструкции, терминал для сверки ценников, мини принтер (суммарная стоимость гаджетов – 50 тысяч рублей) и отправился работать в зал.



Сразу хочу заметить, что лет 8 назад сеть «Пятёрочка» в Новосибирске развивалась по франшизе, после чего пришла в упадок и приказала долго жить. В те суровые годы «Пятёрочку» воспринимали как магазин-дискаунтер, с грязными полами, грубыми продавцами и время от времени встречавшейся просрочкой на полках. Сейчас «Пятёрочка» уже не та (свой магазин у дома я заприметил полгода назад). Магазины стали светлее, просторней, без лишних запахов в зале, с большими светлыми прозрачными окнами так, что часть торгового зала просматривается с улицы. Не знаю где как, но в магазине, в котором я время от времени закупаюсь сам (и работал в нем же), бабулек немного (может мы просто в разное время ходим). Покупатели преимущественно молодые (да и место расположения магазина удачное – рядом современный микрорайон, университет и студенческие общежития). По моим наблюдениям покупатель «Пятёрочки» сильно помолодел, хотя и пенсионеры среди покупателей встречаются, но об этом ниже.



Итак, торговый зал, униформа сотрудника, в руках и на шее гаджеты общей стоимостью как последняя модель «Айфона» и работа началась.

Перво-наперво смотрим просрочку. Рука пробирается вглубь полки-холодильника, выгребает товар, глаза смотрят на срок годности и сроки изготовления. До истечения срока годности майонезов еще месяц и я спокоен.

По соседству руководитель интернет-коммуникаций всея X5 Retail Group Максим Абрахимов проверяет сроки годности у сыров. В это же время терминал в моем кармане вещает человеческим голосом о том, что нужно проверить сроки в одной из зон свежести. Сотрудники магазина вообще без напоминаний знают о том, регулярно нужно смотреть продукты на предмет свежести и отсутствия просрочки.


Кстати, пока мой коллега Максим Абрахимов просматривал сыры, он обнаружил сыр за бесценок. В качестве доказательства фотография продукта, сверенная моим терминалом. Такие сбои в системе – редкость, но было весело найти. Жаль, не купили этот сыр. :-)



Работая в «Пятёрочке» я в очередной раз убедился в том, что бОльшая часть представленных на полках продукции отечественного производства. Локально попадаются и местные производители – «Яшкино» из Кемеровской области, Верх-Ирмень и «Зелёный луг», произведенные в Новосибирской области. Так что за родного производителя, которого знаешь и продукцию которого покупаешь время от времени – не стыдно. А что касается импортных товаров, то их количество сведено к минимуму (в общей номенклатуре магазина процентов 10). В их списке, как правило – алкоголь, бытовая химия, либо фрукты (согласитесь, бананы в России еще не научились выращивать). Соответственно, сети выгодно работать с отечественными производителями и местными поставщиками и наоборот. Да и опять же отечественные товары явно выигрывают в цене и продаются быстрее и лучше – молока и творога с утра на полках было очень мало, подвезли в первой половине дня с предприятий.

Теперь вернемся к полкам с товаром. Для сверки цен терминалом (тем, который стоит 50 000 рублей) и распечатки актуальных ценников на мини-принтере (тоже за 50 000 рублей). Работа вроде простая, но увлекла меня так, что за 4 часа работы я просто не мог оторваться от процесса на селфи, сториз или фотографии. Тем более что пользоваться телефоном в торговом зале нельзя.



Задача простая – направляешь сканер на товар или ценник, жмёшь кнопку, видишь актуальную цену. Если есть расхождение в ценнике на полке и в терминале, отправляешь ценник на печать на мини-принтер и производишь замену ценника на актуальный. Если товар акционный, выделяешь ценник стоппером – дополнительным элементом к ценнику, задача которого обратить внимание на акционный товар или ассортиментную новинку.



Вообще покупатель в магазине всегда прав. Если товар, представленный на полке, продается по спеццене согласно ценнику, а на кассе пробивается по полной (в связи с тем, что акция закончилась), то по закону покупатель имеет полное право на возмещение разнице в цене. На моей практике на некоторые товары по акции, согласно терминалу (а он синхронизирован с базой) становилась ниже, чем была, акция заканчивалась или наоборот – товар был акционным. В общей сложности под замену попали порядка 70 ценников.



Теперь вернусь к бабушкам, которых в «Пятёрочке» стало меньше. Магазин все же бабушек любит (и дедушек тоже) и не обделяет вниманием. Так во всех «Пятёрочках» для пенсионеров действует скидка 10% по понедельникам с 9.00 до 13.00. Во все остальные дни пенсионерам предоставляется скидка 5% в первой половине дня при предъявлении на кассе пенсионного удостоверения. Соответственно без покупателей преклонного возраста в магазине не обходится. При мне одна такая бабушка покупала пельмени по акции «1+1», другой подсказал с ценой на колбасу.

В заключении впечатления.

  • За мой короткий рабочий день (с 9.30 до 13.30) я настолько был увлечен работой (сверкой ценников, контролем за отсутствием просрочки), что не заметил когда настала пора покидать рабочее место.

  • «Пятерочка» в наши дни в Новосибирске – вовсе не уродливая забегаловка-дискаунтер с вонью в зале и сотрудниками с врожденным хамством. Это часть крупнейшей в России торговой сети магазинов «у дома» с преимущественно молодыми покупателями, которой управляет X5RetailGroup.

  • В среднестатистической «Пятёрочке» порядка 4500 позиций (более 90% из них отечественного производства), за которыми нужен глаз да глаз – актуальные ценники, проверка свежести, выкладка в соответствии с планограммой (схемой выкладки товара). Обязанности работника зала – это постоянное внимание и сосредоточение, чтобы не упустить ни малейшей детали. Постоянный контроль этих самых работников за соблюдением стандарта сети – минимизируют просрочку и позволяют покупателю сориентироваться в актуальных предложениях магазина.

  • В российских торговых сетях (в числе которых «Пятёрочка) преимущественно присутствуют и продаются отечественные товары. И это можно увидеть невооруженным глазом. Присутствие отечественных, а тем более региональных производителей на полках этого ритейлера показывает и доказывает, что попасть в сети можно (стоит только захотеть). Региональные часто ещё отмечены специальными стопперами.

  • «Примерка» на себя непривычной профессии – определенно выход из зоны комфорта. Да, я проникся и стал лучше понимать принцип работы магазина. Фотографировать, делать крутые PR-проекты, вести блог – к этому я привык и делаю регулярно. Работник торгового зала – абсолютно человеческая профессия и, вникнув в функционал, начинаешь все понимать и видеть иначе, чем раньше.

  • Отработав в магазине я почувствовал сопричастность к чему-то важному. И с гордостью могу сказать, что благодаря блогеру Докукину в магазине стало хоть чуточку, но лучше. Дело сделал – порядок навёл.

Tags: x5retailgroup, Новвосибирск, Пятёрочка, магазин изнутри, опыт, работа, работа в Пятёрочке, ритейл, х5ница
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments