Михаил Докукин (trank) wrote,
Михаил Докукин
trank

Category:

Логистическое звено: как устроен распределительный центр Х5 Retail Group

Заходя в магазин мало кто задумывается, как товар доходит до покупателя. Одно дело – мелкие магазины, куда товары завозятся напрямую от поставщиков. С сетевыми игроками ритейла ситуация складывается иначе. Вряд ли один поставщик или производитель может доставить свою продукцию одновременно в несколько сотен или тысяч торговых точек. В рамках блог-тура с Х5 Retail Group в Татарстан я побывал в распределительном центре Лаишево, принадлежащем компании.

Центральный склад, или, правильнее, распределительный центр – один из важных элементов торговой сети, снабжающий магазины товарами. Распределительный центр выполняет функции управляющего звена: он наполняет сеть магазинов товарами в соответствии с той политикой, которая принята в сети. В частности, из распределительного центра Лаишево товары отправляются в 650 магазинов Татарстана, которыми управляет Х5 Retail Group (сети «Пятёрочка» и «Перекресток»).

Масштабы предприятия внушительные – 15 ворот для приёмки и отгрузки товара, 2093 ячейки для хранения товара, зоны для хранения разных групп товаров. FRESH – товары с коротким сроком реализации, FROV – фрукты и овощи, DRY – сухой склад, бакалея, напитки, бытовая химия, прикассовый товар. В двух словах, распределительный центр – это целая Вселенная, являющаяся посредником между поставщиком или производителем и магазином.

В условиях повсеместного импортозамещения подавляющее большинство ассортимента уважающей себя и потребителя торговой сети – отечественные товары. Если говорить о той же «Пятёрочке», то на полках магазинов сети 90% товара выпущены отечественным производителем и лишь 10% отданы производителям иностранным. Так что если на упаковке написано «DANONE», это не значит, что товар произведен за рубежом. Компания DANONE располагает производственными площадями в России и ее продукция прекрасно чувствует себя на полках «Пятёрочки». Вообще на полках «Пятёрочки» в разных регионах можно встретить и локального производителя (этой теме будет посвящен отдельный пост). Стереотип, который плотно въелся до кризиса в мозги о том, что в торговых сетях преобладают буржуинские производители, а отечественных с гулькин нос, пусть остается стереотипом. В «Пятёрочке» 90% – российский производитель и точка.

Вернемся в распределительный центр. Жизнь здесь кипит 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Здесь постоянно ездят погрузчики, штабелеры. Для того чтобы сделать пару кадров, нужно оглядеться по сторонам в целях безопасности.

Распределительный центр не хранит постоянный запас товара (в отличии от склада). Основные функции распределительного центра – накопление в течение короткого времени товара от поставщиков, распределение продукции в торговые точки  в соответствии с заявкой магазина. Здесь важна скорость и точность обработки товара.


Схема работы следующим образом. Поставщик, производитель, Х5 Retail Group или сторонний перевозчик привозит в распределительный центр свой товар, в распределительном центре проверяют его качество, сроки годности и т.д. После цикла процедур товар поступает на хранение, а потом в соответствии с заявкой отправляется в один из магазинов сети. Работа персонала в распределительном центре управляется IT-системой. С ее помощью действия сотрудников оптимизированы таким образом, чтобы время на отгрузку и погрузку тратилось наиболее эффективно.

Распределительный центр позволяет снизить затраты на поставку продукции. Стоимость товара в магазине в среднем складывается из следующих параметров: 40% – себестоимость производства товара, 30% – логистические затраты, 30% – затраты магазина. При наличии распределительного центра сетевой магазин может минимизировать эти расходы – поставщик поставляет продукцию лишь в одну точку, что снижает его транспортные издержки, а значит, снижает и стоимость товара для конечного покупателя.


Распределительный центр – вовсе не склад, а связующее звено между поставщиком или производителем и магазином сети. Поступающий сюда товар не залеживается на стеллажах и паллетах, а в короткие сроки (скоропортящийся товар через 2-3 дня, товар, хранящийся на сухом складе – 7-10 дней) с момента поступления сюда отправляется на полки магазинов. Так что при таких объемах и сроках хранения есть уверенность в том, что товар доберется до покупателей свежим. В одном из следующих постов заглянем в распределительный центр «Пятёрочки», расположенный в Новосибирске.

И я там был...

И наша дружная компания из 18 регионов России


Состав участников:
Казань – kukmor
Волгоград – sdvoryanchikov
Екатеринбург – kirill_potapov
Воронеж – rebro_a_dama
Краснодар – mono_polist
Иваново – michail_shor
Санкт-Петербург – alkopona
Москва – demkristo (его на фотографии нет, потому что он фотогпафировал нас)
Нижний Новгород – s1rus
Пермь – zavodfoto
Челябинск – kiss_my_abs

Представители инстаграм-сообщества:
Самара – Дмитрий Крюков и Алёна Крюкова
Петрозаводск – Анастасия Одарич
Пятигорск – Ирина Смирнова
Киров – Евгений Калинин
Тула – Александр Бородин

Отдельное спасибо человеку, без которого бы эта поездка не состоялась – Максим Абрахимов из Люберец. Он  отвечает за интернет-коммуникации в Х5 Retail Group

Tags: Татарстан, Х5 Retail Group, блог-тур, логистика, распределительный центр Лаишево
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments